Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития у детей (сокращенно называемая ЗПР) представляет собой отклонение, которое выражается в замедленном темпе совершенствования таких психических функций ребенка, как внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера. Чаще всего ЗПР обнаруживается на этапе подготовки малыша к школе. Каковы причины задержки психического развития? Как классифицируются разновидности болезни? Какими характеристиками обладают дети, у которых встречается подобное отклонение, и есть ли методы борьбы?
Причины задержки психического развития.
Прежде всего, стоит заметить, что ЗПР – обратимое отклонение, которое достаточно часто воспринимается психологами и педагогами, как обыкновенная педагогическая запущенность ребенка. Именно поэтому своевременная диагностика и грамотные меры по устранению проблемы дают ощутимые результаты. Это означает, что при обнаружении признаков задержки психического развития, внимательным взрослым нужно обратиться к специалистам, и ситуацию можно будет исправить.
Что становится причинами задержки психического развития? Их разделяют на социальные и биологические.
Социальные причины ЗПР:
- Перенесенные ребенком психологические травмы
- Неблагоприятные условия жизни, приводящие к отставанию в развитии от сверстников
- Ограниченные возможности социального развития (длительная изоляция и т.п.)
- Педагогическая запущенность.
Биологические причины ЗПР:
- Патологии при беременности: травмы и перенесенные матерью инфекции, сильный токсикоз и прочие
- Гипоксия плода во время беременности
- Родовые травмы: например, асфиксия
- Недоношенность малыша
- Тяжелые заболевания, пережитые ребенком в раннем возрасте (инфекционные, связанные с травмами или отравлениями)
- Отставание в физическом развитии
- Заболевания внутренних органов
- Генетическая предрасположенность
- Болезни центральной нервной системы.
В зависимости от того, что именно стало причиной патологии, отклонение по-разному классифицируется. На основании точного диагноза специалисты назначают программу лечения, которая может включать в себя не только медикаментозное лечение, но и активную работу с ребенком психологов и педагогов.
Обратите внимание! Чем раньше обнаружена проблема, тем выше шансы на ее устранение! Поэтому не стоит откладывать в долгий ящик визит к специалисту.
Классификация задержки психического развития
Современная медицина выделяет несколько разновидностей задержки психического развития у детей. В зависимости от вида задержки лечение и коррекция отклонений происходит по-разному.
Наиболее распространенная среди них – классификация К. С. Лебединской.
- Конституциональная ЗПР. Причиной подобного вида отклонения становится генетическая предрасположенность.
- Соматогенная ЗПР. Данный вид задержки психического развития вызывается перенесенным заболеванием, оказавшим негативное влияние на мозг ребенка – инфекционные заболевания, астения, дизентерия, дистрофия или аллергия.
- Психогенная ЗПР. Причиной подобного вида отклонения становится социально-психологические факторы такие, как ограниченный круг общения ребенка, неблагоприятный психологический климат внутри семьи или коллектива, недостаток внимания или любви родителей, нехватка эмоций.
- Церебрально-органическая задержка. Ее причинами становятся серьезные нарушения в работе головного мозга ребенка. Чаще всего их причиной становятся осложнения при беременности матери – вирусные заболевани, сильный токсикоз, алкоголизм и употребление наркотиков, травмы во время родов и прочие.
Характеристика детей с задержкой психического развития
Как уже упоминалось ранее, чаще всего ЗПР диагностируется только при начале подготовки малыша к школе. В этот период умственная и психологическая нагрузка резко возрастают, и ребенок может наглядно продемонстрировать свою неспособность к усвоению нового материала, концентрации внимания и тому подобному. Однако, признаки отклонения можно обнаружить и на более ранних этапах.
Наиболее яркие признаки задержки психического развития у ребенка:
- Неспособность совершать простые действия, которые достаточно легко удаются у его ровесников. Например, малышу тяжело даются навыки самостоятельного приема пищи, гигиенические процедуры, одевание и приведение в порядок помещения.
- Излишняя замкнутость, проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.
- Повышенная тревожность и агрессивность ребенка.
- Признаки умственной отсталости.
В большинстве случаев признаки задержки психического развития достаточно ярко себя проявляют. Однако, в некоторых случаях их обнаружить бывает проблематично. Ребенок может практически ничем не отличаться от ровесников, испытывая сложности лишь в отдельных сферах повседневной жизнедеятельности.
Точный диагноз в состоянии поставить только опытный специалист, опираясь на результаты проведенных исследований.
ЗПР затрагивает все интеллектуальные процессы – внимание и восприятие, память и мышление, речь.
Интеллектуальные процесс | Влияние ЗПР |
Внимание | Очень поверхностно и неустойчиво. Любой посторонний раздражитель способен отвлечь внимание ребенка, ему сложно или практически невозможно производить действия, требующие хорошей концентрации. В случае переутомления ребенок может проявлять признаки синдрома дефицита внимания. |
Восприятие | Ребенку сложно усваивать новую информацию, он принимает ее фрагментарно и неточно. Поэтому формирование полного образа чего-либо затруднено. Зрительно информация усваивается заметно легче, чем на слух. По этой причине учебный процесс необходимо сопровождать демонстрацией наглядных примеров. |
Мышление | Образное мышление нарушается по причине того, что затруднено восприятие. Абстрактно-логическое мышление практически невозможно без помощи взрослых. Таким детям сложно анализировать полученную информацию, синтезировать данные, сравнивать факты. |
Память | Память носит эпизодический характер. Образы и картины, увиденные своими глазами запоминаются проще, чем информация, полученная вербально. |
Речь | Речь ребенка с синдромом задержки психического развития может отличаться нечетким произношением отдельных звуков, скудностью словарного запаса, неспособностью правильно применять словоформы. Малышу сложно построить длинное предложение. |