Запинание и заикание у детей
Развитие речи у ребенка – очень важный процесс, который проходит у каждого малыша своим индивидуальным образом. Кто-то быстрее учится выговаривать слова и звуки, для кого-то это сложнее.
Заикание – нарушение речи, ее темпа или ритма – обычно проявляется в возрасте от трех до пяти лет. Возникает оно из-за спазма верхних дыхательных путей, доставляет немалый дискомфорт ребенку, и заставляет волноваться родителей. Как отличить заикание от запинания речи? Стоит ли бить тревогу и немедленно начинать лечение? И как помочь малышу преодолеть эту проблему?
Причины запинания и заикания речи у детей
Как и в случае многих других отклонений, правильная установка причин нарушений в развитии – это залог успешного лечения. Поэтому кране важно выяснить, что именно вызвало нарушения в речи ребенка.
Причины, по которым может возникнуть заикание и запинание речи у ребенка могут быть внутренними, физиологическими либо внешними.
Физиологические причины нарушений речи:
- Наследственность
- Неблагоприятное течение беременности, гипоксия плода, недоношенность и родовые травмы.
Чаще всего причиной заикания становится наследственность. Если заикание появилось сразу после того, как ребенок начал говорить, речь, вероятно, идет о генетической предрасположенности.
Если же заикание появилось спустя какое-то время, причиной могли стать внешние факторы:
- Травмы и сотрясения головного мозга
- Инфекции центральной нервной системы, менингит или энцефалит
- Инфекции ЛОР-органов
- Частые простудные заболевания
- Рахит или паразиты в организме ребенка
- Психологические травмы и стресс
Кроме того, логопеды рекомендуют обратить внимание на речь взрослых, находящихся рядом с ребенком. Часто дети пытаются подрожать речи взрослых.
Помимо всех вышеперечисленных причин, нарушения речи ребенка могут вызвать множество других факторов: от неправильного строения речевого аппарата до серьезных нарушений развития головного мозга. Точно установить причину и диагноз поможет врач-логопед, проведя необходимые исследования.
Как преодолеть заикание у детей
В том случае, если ребенок начал заикаться, окружающим его взрослым необходимо обратить особенное внимание на это нарушение. Специалисты медицинского центра «ДиЛУЧ» рекомендуют обратиться за консультацией к логопеду, который поможет правильно установить причины и назначить программу коррекции нарушения в речи.
Несколько советов родителям заикающихся детей:
- Заикание ребенка говорит о его ослабленной нервной системе. Поэтому нужно постараться создать спокойную атмосферу, чтобы уберечь малыша от лишнего стресса.
- Нужно ограничить время просмотра телевизора или компьютерных игр. Подобные занятия могут сильно переутомлять ребенка и перевозбуждать его.
- Не стоит излишне баловать малыша. Требования, предъявляемые к ребенку должны соответствовать его возрасту.
- Развить чувство ритма, правильное дыхание и слух хорошо помогают занятия музыкой, пением и танцами.
Неправильное произношение шипящих и свистящих звуков у ребенка
Неправильное произношение шипящих и свистящих звуков – это абсолютно нормальное явление для детей в возрасте до пяти-шести лет, однако после этой условной временной отметки нарушения речи можно и нужно корректировать. Как именно это сделать, подскажет врач-логопед, порекомендовав ту или иную программу занятий, подходящую именно Вашему ребенку.
Прежде, чем приступать к исправлению дефекта, логопед выясняет, какие именно звуки ребенок произносит с ошибкой:
- Шипящие: ш, ж, ч, щ
- Свистящие: с, сь, з, зь, ц
- Р, рь, л, ль.
После точного определения проблемы, врач подбирает комплекс упражнений, который поможет устранить дефект.
Причины неправильного произношения звуков
Довольно часто дети путают произносимые звуки или же неправильно их выговаривают. Подобные дефекты зачастую поддаются коррекции, однако, чем раньше с малышом начнет работать логопед, тем более вероятен благоприятный исход этой работы.
Основные причины неправильного произношения звуков:
- Недостаточное развитие слуха
- Неправильное или слабое восприятие звуков
- Патология в строении артикуляторного аппарата
- Недостаточное развитие речи, связанное с нехваткой внимания со стороны взрослых.