Нарушение речевого развития у детей
Нарушение речевого развития у детей может доставить массу дискомфорта как самому ребенку, так и его близким. И не только потому, что понимать ребенка становится гораздо сложнее, если он не имеет возможности четко изложить свои мысли. Причина подобных отклонений может оказаться достаточно серьезной. Психическое развитие детей с речевыми нарушениями имеет свои специфические особенности, и взрослым обязательно стоит обратить на них внимание.
Нарушение речевого развития
К сожалению, достаточно часто при поступлении ребенка в школу обнаруживается, что малыш не научился выговаривать некоторые звуки. Многие дети картавят или шепелявят. И такие, на первый взгляд, милые особенности речи по сути своей могут являться патологиями развития, которые можно и нужно корректировать, чтобы ситуация не усугублялась по мере взросления ребенка, и чтобы избежать куда более серьезных неприятностей в будущем.
Нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста может быть вызвано рядом причин, и прежде, чем приступить к какой-либо работе по их коррекции стоит понять, с каким именно дефектом вы имеете дело, и что стало вызвавшим его фактором.
Виды нарушений речевого развития
Дефекты речевого развития детей могут быть связаны с физиологическими проблемами в организме и с психологическими травмами. Часто бывает затруднено речевое развитие детей с нарушениями слуха, с нарушениями интеллекта и нарушениями зрения. Обычно, в таких случаях ребенок хорошо понимает то, о чем ему говорят, но не может сам правильно выразить мысли.
Рассмотрим несколько видов нарушений развития речи у детей:
Дисфония | Нарушение тембра или высоты голоса. Может проявляться в нарушении фонации либо даже в полном ее отстутствии. |
Дислалия | Нарушение речевого развития, при котором ребенок не может правильно выговаривать некоторые звуки. Это связано с недостаточной работой нервов, которые связывают центральную нервную систему и речевой аппарат. |
Ринолалия | Нарушение тембра голоса. Ребенок как будто говорит «в нос». Это связано с физическими нарушениями речевого аппарата. |
Алалия | Нарушение, при котором ребенок не говорит вообще до 3,5 до 5 лет. Причиной является недоразвитие или поражение речевых областей мозга. |
Мутизм | Отклонение, при котором ребенок перестает говорить после перенесенной психологической травмы. Мутизм бывает избирательным и полным. |
Афазия | Нарушение речи, ранее хорошо сформированной. Ребенок полностью или частично теряет способность понимать чужую речь или произносить слова. Существует несколько разновидностей расстройства. |
Тахилалия | Нарушение речи, при котором она становится слишком быстрой. |
Брадилалия | В противоположность предыдущему нарушению, темп речи сильно замедляется. |
Задержка речи
С самого своего рождения и на протяжении всего процесса развития ребенок издает звуки. При нормальном развитии к двум-трем годам большинство малышей уже знает достаточно много слов, а к четырем-пяти – свободно разговаривают на родном языке. Однако, для каждого ребенка сроки, к которым он начинает говорить очень индивидуальны. Как определить, что у малыша задержка развития речи? Когда стоит обратиться к врачу и начать лечение задержки речи?
Приведенные ниже «нормы» нельзя назвать универсальными, но они могут стать для взрослых ориентиром, который поможет своевременно диагностировать задержку речи у ребенка.
- 1 год: ребенок произносит около 10 слов. Они еще не четкие, и, зачастую, понятны только близким родным, но уже осознанны.
- 2 года: ребенок в состоянии соединить несколько слов в простые предложения. Лексикон ребенка состоит примерно из 50-80 слов.
- 2,5-3 года: малыш знает около 300 слов, умеет соединять прилагательные и существительные, произносит свое имя.
- 3-3,5 года: ребенок может связно составить рассказ из нескольких предложений. Он говорит достаточно понятно для окружающих.
Задержка речи 3 года
Если ребенок к трем годам еще не умеет коротко, но достаточно понятно о чем-то рассказать, не стоит бить тревогу и самостоятельно ставить ему страшные диагнозы. Однако, оставлять этот момент без внимания тоже нельзя. Обратитесь к специалисту, который сможет правильно диагностировать проблему, поможет подобрать способы развития речи малыша.
Запинание речи
В период, когда у ребенка активно формируется речь, нередко встречается такая проблема, как запинание речи у детей. Обычно это случается у детей в возрасте от двух до четырех лет, когда информации малыш набрал уже достаточно много, но еще не успевает правильно и быстро подобрать слова, чтобы выразить свои мысли.
Такие проблемы могут быть спровоцированы неустойчивостью нервной системы малыша, наследственностью или стрессовые ситуации в повседневной жизни, такие как ссоры в семье, конфликты в детском саду или непривычные обстоятельства.
Как избавиться от запинания в речи? Прежде всего, нужно правильно установить причину этого явления. Если это стресс, подумайте, есть ли возможность его избежать? Если же самостоятельно проблему устранить не удалось, стоит обратиться к логопеду и детскому неврологу, чтобы вовремя установить возможный диагноз, и иметь возможность исправить ситуацию.
Заикание у детей
Заикание у детей – это очень пугающее взрослых неприятное явление. Но не стоит забывать, что оно достаточно легко поддается лечению, если удалось своевременно его диагностировать. Поэтому, заметив признаки расстройства речи у малыша, нужно обратиться к специалистам.
Заикание у детей, причины
К возможным причинам заикания можно отнести:
- Проблемы во время беременности
- Сложные роды
- Генетическая предрасположенность
- Индивидуальные особенности малыша
Обратите внимание! Если у ребенка к четырем годам вполне нормально сформировалась речь, но уже через год он вдруг стал заикаться, вероятнее всего, причина психологическая. Не оставляйте этот сигнал без внимания специалистов!
Лечение заикания у детей, как и лечение других нарушений в развитии речи – это работа логопеда. Только обладая определенными знаниями и опытом в данной сфере, врач сможет верно диагностировать причину проблемы и назначить лечение. Специалисты санатория «ДиЛУЧ» рады прийти Вам на помощь!